Хор (Гор) – эллинское
имя одного из самых древних египетских божеств. Сами древние египтяне
произносили его, вероятно, как «Хару». Бога Хора обычно изображали человеком с
головой ястреба, на которую была
надета египетская царская корона (пшент).
надета египетская царская корона (пшент).
Первоначальный смысл культа
Хора и место, где он возник, точно не известны. Скорее всего, он был богом
ясного, светлого неба. На это намекает перевод его имени («дальний», «горний», «тот, кто в высоте») –
связанный с ним образ величественно парящего в лазурной выси ястреба. На заре
древнеегипетской истории поклонение Хору процветало в расположенном почти на
самом юге страны Нехене («Городе Ястреба», по-гречески – Иераконполь). Поэтому
часто считают, что начала культа этого бога восходят к Верхнему (Южному)
Египту. Однако существует и мнение, что почитание Хора впервые возникло в
древнейшем городе Бехдет (Дельта Нила) – то есть в Нижнем (Северном) Египте.
С древнейших времён культ Хора носил не только «природную»
(небо), но и «общественную» окраску. Хор являлся покровителем устойчивого
миропорядка и защитником монархической власти фараонов.
Считается, что само государственное объединение Древнего Египта на рубеже
IV-III тысячелетий до Р. Х. было произведено правителями, поклонявшимися Хору
как верховному божеству. Священный сокол изображён на так называемой «палетке Нармера», которая относится к
самому началу египетской царской истории.
В древнейших мифах боги Хор
и Сет образуют
пару непримиримых соперников, которые, однако, не могут существовать один без
другого, друг друга обусловливают. Тогда они обычно признавались братьями. Но в
конце эпохи Древнего царства, миф о Хоре и Сете был переосмыслен
жрецами авторитетного религиозного центра, Гелиополя. Те ввели сюда образ Осириса –
олицетворение умершего фараона. В этом новом богословии Хор (Гор) представлялся
сыном Осириса. Жена и сестра последнего, Исида, зачала Хора от погибшего супруга при помощи
волшебства. Хор признавался теперь уже не братом, а племянником Сета, убийцы
Осириса. Придя в совершеннолетний возраст, он стал мстить за своего отца и
вступил с Сетом в жестокую битву. После долгих усилий Хор одержал победу и
низверг Сета с египетского трона, захваченного тем после гибели Осириса. Исида
собрала части тела Осириса, разбросанные Сетом по всей земле, и воскресила
мужа. Хор стал править над людьми, а Осирис – над душами
мёртвых в загробном мире. Если Осирис признавался в Древнем
Египте олицетворением умершего фараона, то Хор – царя живого, правящего.
Побеждённый Сет был изгнан с плодородных, земледельческих земель Египта в
окрестные пустыни.
До битвы с Сетом ребёнку-Хору пришлось преодолеть множество
опасностей. Он с трудом избег гибели от руки дяди, который искал его, собираясь
убить. Образ Бога-ребенка, страдающего от жизненных тягостей, сделался одним из
главных воплощений Хора (Хор Младший, Гарпократ), повлияв, как считается, на
возникновение культа младенца-Христа.
Как олицетворённое Небо Хор
позднее прославлялся в облике космического божества Хорахти («Хор обоих
горизонтов»). Иногда оно объединялось с богом Ра (Ра-Хорахти).
Глазами Хора считались солнце и луна. Считалось, что левый глаз Хора (Луна) был
повреждён в битве с Сетом и поэтому светит не так ярко, как правый (Солнце).
Однако тот же глаз был вылечен лунным богом Тотом и
потому обрёл огромную волшебную силу, превратившись в магический символ
(уаджет). «Глаз Хора» трансформировался во «Всевидящее око» многих позднейших
учений (например, масонства). Смену
лунных фаз древние египтяне связывали с одним из любимейших своих религиозных
представлений – идеей постоянного умирания во имя последующего возрождения.
Различным воплощениям Хора поклонялись по всему Египту. Его великолепный храм находился в городе Эдфу. Ежегодно сюда «на свидание» с Хором привозили из Дендеры статую богини любви и красоты Хатхор. Этот обряд исполнялся вплоть до византийского времени. В Ком Омбо, «Хор Старший», мститель за Осириса, ассоциировался с крокодилоподобным богом Себеком. В конце античной истории поклонение «матери Исиде» и её сыну «Гарпократу» широко распространилось во всем Средиземноморье, не оставшись без влияния на образы Богоматери и младенца-Христа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий