После смут Первого переходного периода распавшийся во время него Египет был
вновь объединён с юга. Так начался период Среднего царства. Политический центр страны на сей раз
утвердился на юге,
сначала в городе Гермонте (XI династия фараонов), а потом – в Фивах (XII династия). Вместе с этим на первое место в религиозной жизни страны выдвинулись ранее маловлиятельные боги этих южных городов – вначале гермонтский Монту, затем – фиванский Амон.
сначала в городе Гермонте (XI династия фараонов), а потом – в Фивах (XII династия). Вместе с этим на первое место в религиозной жизни страны выдвинулись ранее маловлиятельные боги этих южных городов – вначале гермонтский Монту, затем – фиванский Амон.
Основатель XII (фиванской) династии Аменемхат I (1991 – 1962 гг.
до Р. Х.) уже носил имя, производное от Амона. Аменемхат в переводе означает
«Амон во главе». Несомненно, что род Аменемхата I был особенно предан культу
Амона, который, в свою очередь, многим обязан этому роду: без его энергичной
поддержки Амон не смог бы столь быстро оттеснить старого местного бога Монту.
Религиозная политика царей XII династии сделала культ Амона
общегосударственным. Эту линию спустя несколько веков, уже в эпоху Нового царства, XVIII династия и ее ближайшие преемники.
Древнейшим храмом Амона в Фивах был Ипет-сут, современный Карнак.
Вопрос о том, возник ли
культ Амона в самих Фивах или был заимствован из другого нома, служит предметом
ожесточённых учёных споров. Египтологи Лефебюр, Эрман, Макс Мюллер, Готье
считали, что Амон является фиванским вариантом бога Мина,
почитавшегося в городе Коптосе. К. Зете в особой монографии старался доказать:
поклонение Амону было «завезено» в Фивы из Гермополя. Эту точку зрения весьма
искусно опровергал английский египтолог Уэнрайт, который полагал, что включение
Амона в гермопольскую огдоаду (Восьмерицу богов) – результат
богословской спекуляции жрецов и что Амон «экспортирован» не из Гермополя в
Фивы, а, наоборот, из Фив в Гермополь. Уэнрайт показал, что Амон, как и его
коптосский прообраз, бог Мин, – в основе своей бог неба и грозы.
Амон очень рано был сопоставлен с гелиопольским Ра, верховным
богом и демиургом (творцом мира). Путём этого сопоставления Амон тоже стал
превращаться в верховное космическое божество. Найденная каменная статуэтка
фараона VI династии Пепи I с высеченными на спине
эпитетом: «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив», показывает, что культ фиванского
Амона-Ра существовал уже в конце эпохи Древнего царства.
В Лейденском папирусе №1350 времен XIX династии (XIII в. до Р.
Х.) содержится гимн Амону, в котором отразились отдельные моменты фиванских
теогонии и космогонии. Здесь утверждается, что Амон никем не создан, он создал
сам себя, другие боги появились после него (IV, 9 – 11). Явившись в образе
гуся, «великого гоготуна», он «начал говорить среди молчания». «Эннеада была в твоих [Амона] членах… все боги
составляли части твоего тела». «Он [Амон] создал твари, чтобы они жили, он
указал путь для людей, и их сердца живут, когда они видят его» (IV, 1 – 8).
И в другом тексте, в папирусе Булак №17, относящемся
приблизительно к тому же времени, читаем об Амоне: «Ты один, который создал
все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого появились люди, из
уст которого произошли боги». О Фивах в Лейденском папирусе №1350 сказано, что
именно здесь посреди извечного водяного пространства впервые появился холм из
пригодной для возделывания земли. В Карнаке, при входе в знаменитый
«гипостильный зал», начертана иероглифическая надпись, гласящая, что Карнак –
начальный микрокосм и основа макрокосма.
Итак, Амон – создатель богов и всего мира, а Фивы – начало мира.
Амон считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющих
весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему. Такое представление
развилось из его первоначального культа божества неба и грозы. Само имя «Амон»
означает «сокрытый», «невидимый» (как воздух и ветер). Во многих египетских
текстах Амон назван «великой душой», «сокровенной душой», «великой живой душой,
что над всеми богами». Представление об Амоне как о духе, дающем жизнь,
возможно, не осталось без влияния на христианство и ислам. Глава
первая библейской книги Бытия начинается так:
«Вначале
бог сотворил небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и темна над
бездной, и дух божий носился над водой»
Эти стихи весьма близки к
основным положениям египетских космогоний.
Распространение поклонения Амону, как уже отмечалось, было связано
с возвышением сначала XII династии, а потом, после Второго
переходного периода, периода раздробленности Египта и захвата
его северной части гиксосами, – XVIII
династии, изгнавшей гиксосов и создавшей египетскую империю.
Военные победы рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевателям.
Нагляднее и ярче всего об этом говорит текст, начертанный в XV в. до Р. Х. на
великолепной стеле, стоявшей в Карнаке, а теперь хранящейся в Каирском музее.
Она содержит речь самого бога Амона, обращенную к своему царственному сыну,
фараону-завоевателю Тутмосу III:
«Говорит
Амон-Ра, владыка Карнака… я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными
странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии… я отдаю тебе землю во
всю ее длину и ширину, жителей запада и востока под твою власть… Я твой
путеводитель, так что настигаешь их…» и т.д.
Таким образом, Амон-Ра – не
только демиург, творец богов и людей, но и создатель египетской империи,
дарящий победы и завоевания египетскому царю, владыка фараона и его армии.
Мотивы победоносной войны от имени и во славу Амона-Ра звучат во
множестве самых разнообразных текстов. В знаменитой «Поэме Пентаура»
описывается военная доблесть Рамсеса II в борьбе против хеттов (Кадешская битва).
Фараон окружен бесчисленными врагами, ему грозит неминуемая гибель. И вот он
обращается с молитвой к своему божественному отцу, Амону-Ра: «Разве надлежит
отцу пренебрегать сыном? Разве я предпринял что-нибудь значительное без тебя? Я
не ослушался ни одного твоего приказания. О сколь велик великий владыка Египта,
позволяющий чужеземцам приблизиться к нему», и т.п. Окончив молитву, Рамсес II
видит рядом с собой самого Амона-Ра. «Я с тобой, я твой отец, моя рука с тобой,
я [один] полезнее, чем сотни тысяч людей. Я владыка побед, любящий доблесть», –
произносит он. За этим следуют слова Рамсеса II – он уподобляет себя богу Монту
(сравнивать себя с «отцом» Амоном царь не смеет).
Во времена Рамсеса II в древнеегипетской армии существовали
четыре подразделения войск (полки, дивизии), носившие имена четырех великих
божеств: Амона, Ра, Пта и Сутеха (Сета).
Культ Амона, стал не только
государственным, но и глубоко народным. Найдено немало адресованных Амону
просьб и молитв простых людей. В них звучат ноты страдания, мольба о помощи,
призыв к милосердному и справедливому «царю всех богов». Эти тексты напоминают
библейские псалмы. Образцы молитв, обращенных к Амону, содержатся даже в
школьных прописях, по которым в древности занимались будущие писцы. Амон
выступает здесь защитником угнетенных и обездоленных.
Если обобщить все сказанное об Амоне (бог-демиург, создавший
себя, всех богов, людей, все сущее и самое землю, начиная с Фив; отец фараона,
покровитель и защитник его войска, подчинивший Египту земли чужестранцев), то
станет ясно, что это почти универсальное божество.
В Фивах находилось несколько крупных святилищ Амона. Они были и
в других городах Египта. В Фивах поклонялись нескольким ипостасям Амона:
например, Амону Луксорскому (Аманапету), в Карнаке – Амону
Великому. Папирус Британского музея №10335 называет три разных фиванских
ипостаси Амона. Это можно сравнить с различными образами богородиц в России
(Казанская, Иверская и др.).
Амон изображался как человекообразный бог, окрашенный чаще всего
в голубой цвет (цвет неба), и только в луксорской своей ипостаси (Аманапет) он
представал, подобно Мину коптосскому, богом итифаллическим (с подчёркнутыми
мужскими половыми признаками). Священными животными Амона были гусь и овен
Бог Амон-Ра. Рельеф из храма в Дейр эль-Медине. Подчёркнут итифаллический характер Амона, как отца всякой жизни
В течение веков Амон (или
Амон-Ра) был в Египте главным богом, стоявшим выше всех других богов.
Значительная часть добычи, захваченной в победоносных войнах и походах,
приносилась царем в дар этому богу, т. е. становилась собственностью храмов.
Величие и значение Амона зиждилось на политической мощи Фив. Когда же гегемония
Фив в Египте окончилась, и страна в XI веке до Р. Х. вновь распалась, на юге, в
Фивах, стали правили верховные жрецы Амона, а в Нижнем (северном) Египте –
фараоны XXI династии,
резиденцией которых был Танис.
Ближайшими к Амону божествами считались члены «фиванской
триады»: жена Амона – богиня Мут и сын – лунный бог Хонсу.
Мут была богиней озера Ашеру, чуть южнее Карнака. Она обычно
изображалась женщиной с головой коршуна и нередко отождествлялась то с Сехмет,
богиней Мемфиса, то с Бастет, богиней
Бубаста. Иногда в качестве жены Амона выступала не она, а богиня Амаунет,
упоминаемая вместе с Амоном в «Текстах пирамид»
и входившая вместе с ним в гермопольскую огдоаду.
У фиванского Амона кроме триады была и своя эннеада (Девятерица
богов), как у гелиопольского Ра. В лейденском гимне Амону говорится: «Эннеада
была частью твоих членов… все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1 – 8).
В состав фиванской эннеады («Великой эннеады Карнака) помимо гелиопольских
божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий