пятница, 13 января 2017 г.

Бог Анубис (Древний Египет)


Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир 
и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время Суд
Осириса

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).
Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.
Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.
В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.
Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…
Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».
В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир. Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры. Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.
Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.

Религиозные функции

Защитник могил

Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»). Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила. Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.
На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.

Бальзамировщик

Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.
В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.

Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)

Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда. Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.

Поводырь душ

К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще. За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида. Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.

Взвешивание сердца

Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат). Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера. Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.

Образ в искусстве

Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме ­– обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской. Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации. Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.
Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).
Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.

В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий